Транспортная логистика – это бизнес, успех которого на 100% зависит от четкого соблюдения всех KPI и требований Клиента. Но когда речь идет о привлечении стороннего подвижного состава, всегда возникает вопрос: как выбрать надежного поставщика и перевезти груз безопасно и в срок? В особенности актуальным этот вопрос становится, если открыть так называемый «черный список» перевозчиков: срыв загрузки, кража и порча груза, неэтичное поведение водителей. Список претензий к перевозчику можно продолжать бесконечно. При этом вопрос остается прежним, как не «попасть» на мошенников и гарантировать Клиенту качественную перевозку.
О процессе выбора перевозчиков мы поговорили с экспертами международной транспортно-логистической компании AsstrA-Associated Traffic AG.
Как можно стать потенциальным Партнером AsstrA?
Владимир Ефремов, Директор ИООО «AsstrA Менеджмент»
Есть два варианта привлечения новых поставщиков. Первый, когда поставщик сам предлагает нам сотрудничество, заполнив соответствующую форму на сайте или связавшись с любым из офисов AsstrA. Довольно много контактов завязывается на отраслевых выставках, таких как TransRussia или BreakBulk Europe. Второй вариант – когда не хватает подвижного состава по определенным маршрутам, на новых направлениях, и наши экспедиторы сами ищут новые варианты. В этом случае отдел закупок обрабатывает информацию о поставщиках на основании требований к ним и самостоятельно или совместно с оперативными подразделениями прорабатывает сформированные списки, выходя на прямую на поставщиков предлагая сотрудничество.
Какие минимальные требования вы предъявляете к поставщикам на первом этапе?
Владимир Ефремов:
Любая транспортно-логистическая компания, предлагающая продукты и услуги соответствующего уровня цены и качества, может стать поставщиком нашей компании. Мы делаем выбор в пользу лучших по соотношению цена-качество. Как минимум требуется наличие соответствующего подвижного состава или услуги. А далее идет рассмотрение соответствия, процедура проверки и перевода из потенциальных в реальные поставщики AsstrA.
Михаил Млынарский, Начальник отдела SRM:
На практике всё зависит от конкретной перевозки и требований конкретного потребителя: можно ли вообще работать с экспедицией, или мы можем ставить только наши собственные машины, какой максимальный возраст и состояние подвижного состава, наличие разрешений у перевозчика и так далее. Но к нашим изначальным стандартам относятся: транспортные средства, соответствующие экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6, а также наличие действующих договоров страхования ответственности перевозчика. И уже только два этих требования позволяют выделить на первоначальном этапе довольно большое количество потенциальных перевозчиков.
Какие проверки проходит поставщик на первоначальном этапе?
Михаил Млынарский:
Проверка перевозчика начинается в нашем отделе SRM (Suppliers Relationship Management Division). Сотрудники AsstrA проверяют регистрационные документы перевозчика, лицензии и страхования ответственности перевозчика. На этом этапе контролируется и фактическая возможность перевозчика выполнить данную транспортировку. Мы проверяем, есть ли у него дополнительные пункты в страховке по перевозке определенных групп товаров и по определённым маршрутам. Затем переходим к проверке надёжности перевозчика: проверяем его контактные данные, сравниваем предоставленные контактным лицом телефонные номера и адрес электронной почты с данными в регистрационных базах, в документации, на транспортных биржах и в открытых источниках информации. Запрашиваем рекомендации и проверяем их действительность.
Таким образом, мы проводим все возможные проверки, чтобы убедиться, что с нами связался действительный перевозчик, а не мошенник.
Есть ли для новых перевозчиков ограничения по количеству заказов или по маршрутам?
Владимир Ефремов:
Мы не привлекаем новые транспортно-логистические компании к перевозкам для наших ключевых Клиентов, а также к перевозкам высоколиквидных и дорогостоящих грузов. Новые для нас компании работают по простым типовым перевозкам. В начале сотрудничества нам необходимо понять уровень качества и надежности таких поставщиков, чтобы в дальнейшем использовать их более широко. У AsstrA существуют определенные ограничения по использованию недавно привлеченных компаний для повышения безопасности и устойчивости бизнеса. Так, например, мы стараемся, чтобы доля одного поставщика не превышала 30% по Клиенту и 15% по трейдлейну.
Каким образом безопасность гарантирована Клиенту с юридической точки зрения?
Владимир Ефремов:
Ответственность перевозчика за такие действия, как срыв загрузки, поломка транспортного средства и т.д. закрепляется в договорах сотрудничества с перевозчиком, а также заложена в генеральных условиях работы AsstrA с поставщиками. После выполнения транспортировки мы осуществляем обязательный контроль качества перевозки и оцениваем целесообразность дальнейшего привлечения поставщиков с высоким уровнем несоответствий по перевозкам.
Когда поставщик может считаться надежным для вашей компании? Через год-два-три?
Михаил Млынарский:
В нашей компании введена рейтинговая система. Рейтинг перевозчика определяется на основании ряда параметров, таких как: количество заказов, наш оборот с данным поставщиком, объем транспортного парка, процент несоответствий (задержек, опозданий) и т.д. Чем выше рейтинг, тем надежнее для нас считается поставщик.
Есть ли черные списки поставщиков в AsstrA?
Михаил Млынарский:
Да, у AsstrA есть свой блэк-лист перевозчиков. Компании попадают в него, как правило, по двум причинам. Или перевозчик не выполнил своих прямых обязательств по договору (опоздание, срыв загрузки, отсутствие информации по машине и т.д.). Или оказался мошенником: при проверке документов и контактной информации были выявлены несоответствия (например, поддельная страховка или техпаспорт машины). Мы также получаем информацию о ненадежных перевозчиках непосредственно от Клиентов и от ассоциаций, в которых состоим.
Информацию об обнаруженных мошенниках мы регулярно пересылаем в транспортные биржи и в Ассоциации. В случае, если были подделаны документы реальной транспортной компании, мы связываемся с действительным перевозчиком и предупреждаем его о данной ситуации.
Какие общие советы вы могли бы дать по выбору транспортной компании?
Михаил Млынарский:
Всегда проверяйте поставщиков, а точнее сказать, их наличие на транспортных биржах и в регистрационных базах. Контактная информация не должна отличаться от источника к источнику. Проверяйте лицензии и документы в реестрах, наличие номеров машины в страховке. Обращайте внимание на то, когда компания была основана, и не менялся ли недавно её владелец. Мошенники часто используют уже действительные транспортно-логистическая компании, просто выкупая их. И очень важны рекомендации наших постоянных Партнеров или профессиональных объединений перевозчиков.
Верьте фактам и документам, а не словам.