Поставщики в экономике замкнутого цикла и другие Партнеры в цепочках поставок должны развивать возможности обмена информацией и внедрять новые транспортные услуги, которые объединят инфраструктуру с потребностями круговой экономики. В циркулярной экономике товары непрерывно участвуют в перевозках и не попадают в отходы, т.к. они всегда могут быть использованы повторно. Самыми сложными вопросами логистики в круговой экономике являются предсказуемость грузопотоков, низкая стоимость материалов и широко отличающиеся товарные качества.
Вячеслав Турейко, директор по развитию бизнеса в международной транспортно- логистической компании AsstrA-Associated Traffic AG, подчеркивает, что в бизнес-процессах экономики замкнутого цикла стоимость логистики является самым важным фактором при установлении конкурентоспособной цены продукта. Именно поэтому производственные компании, выпускающие недорогие материалы, уделяют значительное внимание транспортным расходам и обычно разрабатывают собственные логистические схемы.
«Поставщики логистических услуг 3PL не очень охотно транспортируют недорогое переработанное сырье. Перевозки более дорогих грузов приносят больше прибыли. Транспортные компании могут получить высокую прибыль от дешевых грузов за счет более высоких объемов. В таком случае необходимо сосредоточиться на консолидации бóльших объемов и создать эффективную логистическую цепочку на определенном трейд-лейне», отмечает Вячеслав Турейко.
Новые возможности логистики при круговой экономике связаны также с тем, что компании и потребители все чаще выбирают услуги «временного пользования», а не факт «собственности». Экономичное и устойчивое управление цепочками поставок станет основным потенциалом успешных компаний в круговой экономике. Полностью оцифрованные цепочки поставок охватывающие все этапы, от концепции и производства до логистики, преодолеют большинство проблем в этой сфере. Решающими факторами являются тщательный мониторинг, отслеживание и современные логистические решения.
Согласно последнему опросу UPS, 56% респондентов заявили, что скидка в форме возврата денежных средств поможет обеспечить возврат и повторное использование потребительских товаров, их компонентов и связанных с ними материалов в конце периода их первичного использования. 47% считают, что возможность возврата товара – очень удобное решение. И 42% указали на возможность возврата товара, используя предварительно оплаченную доставку.
Самые яркие бизнес-кейсы в электронной промышленности
Согласно тому же исследованию, большинство логистических операторов не видят убедительных деловых примеров в циркулярной экономике. Тем не менее эти принципы все чаще внедряются в повседневную транспортную практику. Один из примеров «зеленой логистики» - это перевозки грузов с полной нагрузкой в обоих направлениях, также известные как кругорейсы. Компания AsstrA в течение последних нескольких лет делает акцент на круговые транспортировки при разработке новых маршрутов и планировании дальнейшего расширения. Виталий Вербилович, руководитель отдела исследований и развития в AsstrA, добавляет, что в течение 2018 года специалисты AsstrA организовали круговые перевозки в основном по маршрутам Беларусь-Германия-Беларусь, Франция-Россия-Франция, Украина-Чехия-Украина, Польша-Беларусь-Польша, Россия-Румыния-Россия и Россия-Польша-Россия.
«В течение 2018 года большинство наших кругорейсов включали доставку строительных материалов, химикатов, древесины и бумаги, а также грузов пищевой промышленности», - отмечает Виталий Вербилович. Кроме того, он прогнозирует рост спроса на подобные перевозки для грузов отрасли Hi-Tech и FMCG.
Что касается транспортировки переработанных материалов, то наиболее четкие бизнес-кейсы в циркулярных цепочках поставок касаются груза, состоящего из ранее использованных готовых изделий, а не из сырья. Обработка повторно используемых материалов требует гибкости от транспортных компаний и поставщиков услуг хранения, которые ориентируются на растущий спектр ИТ-решений. Логистика круговой экономики включает в себя современные технологии, которые собирают данные с датчиков на протяжении всего цикла доставки и делятся ими в режиме реального времени с Партнерами и поставщиками.
Кроме того, наиболее широкое применение модели круговой экономики ожидается в технологическом секторе, поскольку повторное использование электроники легко интегрируется в модели возврата. Логистические решения, такие как предоплаченные отгрузочные этикетки, смарт-упаковка и схемы возврата, должны помочь удовлетворить рыночный спрос.
Самые яркие примеры круговой экономики вдохновляют других
В начале 2018 года результаты исследования GreenBiz Growth о круговой экономике показали, что 47% руководителей по устойчивому развитию считают циркулярную экономику важной для своего бизнеса. 50% из них заявили, что они делают «что-то», связанное с безотходной экономикой. И 97% бизнес-лидеров отметили, что логистика важна для успешного перехода к модели круговой экономики.
Одним из ярчайших примеров круговой экономики в действии является Nespresso - глобальная компания, использующая программу возврата. Потребители могут оставить свои использованные кофейные капсулы в предоплаченных мешках для переработки в любом месте стойки UPS. Алюминиевые капсулы отделяются от кофейной гущи перед расплавлением металла для использования в новых продуктах. Отработанный кофейный жмых продается как высококачественное удобрение для озеленителей, садовых центров, муниципалитетов и домовладельцев.
Группа Carlsberg начала сотрудничество с датской компанией ecoXpac, Innovation Fund Denmark и Техническим университетом Дании, чтобы разработать полностью биоразлагаемую бутылку для пива из древесного волокна. Конечная цель - полностью ликвидировать отходы путем создания экологичных продуктов и увеличение доли циркулярной экономики.
Кроме того, датская компания по переработке картофеля KMC начала перерабатывать оставшиеся картофельные волокна в богатую белками добавку для пищевой промышленности. Можно извлекать и обрабатывать крахмал и клетчатку, тем самым увеличивая объем использованного картофеля для экономической выгоды производителей.
Другим примером является финский производитель удобрений Ecolan, дочерняя компания Honkajoki Oy. Ecolan производит органическое удобрение Agra, используя мясо и костную муку. Сырье перерабатывают в порошок, который затем смешивают с другими ингредиентами для производства удобрений.
Такие примеры со временем станут все более распространенными. Логистика будет продолжать играть значительную роль, позволяя использовать возможности возврата и другие способы повышения потребительского участия и сокращения затрат путем оптимизации перевозок грузов и круговых транспортных маршрутов.