Что общего между фейерверком, мужским парфюмом и батарейками? Казалось бы ничего, но только не для логистических компаний. Ведь все эти товары относятся к классу опасных грузов. Классу, с которым пусть и непросто, но интересно работать.
Об «опасной логистике» мы поговорили с Уполномоченным по перевозкам опасных грузов в AsstrA-Associated Traffic AG Георгием Барановым:
- Георгий, давайте разберемся с базовыми понятиями. Что значит опасный?
Начнем с небольшого экскурса в историю опасных или, как их еще называют, ADR грузов. Отправной точкой в этих транспортировках можно считать 1968 год, когда в силу вступило Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов или, как его называют на русском, ДОПОГ. Соглашение действует на территории ЕС, СНГ и еще ряда стран.
ДОПОГ представляет собой книгу, где на 2000 страницах четко и однозначно изложена подробная информация и требования по транспортировке ADR. Как раз в третьей части Соглашения указан перечень опасных грузов. Он пересматривается каждые два года, и в него добавляются все новые и новые позиции – на данный момент это более 3 000 наименований опасных грузов.
Эти 3 000 позиций разделены на 9 основных классов. К каждому предъявляются свои требования по обеспечению безопасности транспортировки. Международная группа компаний AsstrA занимается логистикой всех классов за исключением классов 1 (взрывчатые вещества) и 7 (радиоактивные материалы). Перемещения продуктов этих категорий строго специализированы, и чаще всего курируются напрямую Министерствами обороны и охраны окружающей среды.
Кроме класса опасности при заказе транспорта важно учитывать такой параметр как группа упаковки. По этому признаку можно определить, насколько опасен фрахт: I - товар повышенной опасности, II – умеренной опасности и III – малоопасные грузы. И здесь начинается самое интересное: некоторые опасные грузы вовсе не нужно перевозить специализированным транспортом с обученными водителями. Например, товары 3-ей группы упаковки разрешено транспортировать как стандартные, если их вес не превышает 1 тонну. Если груз в агрегатном состоянии, то за счет разлива в емкости до 1 литра и комплектации партии тоже можно избежать ADR перевозки.
Таких тонкостей и условий в ДОПОГе множество, и именно для того, чтобы помочь корпоративным Клиентам избежать ненужных расходов и усилий – компания AsstrA приняла решение повысить квалификацию специалистов в сфере ADR. Для этого требовалось пройти обучение и сдать экзамены по международному соглашению ДОПОГ. «Уполномоченный по перевозке опасных грузов» - не просто слова, этот статус можно получить, только доказав знание и понимание этих 2000 страниц. Полученную квалификацию необходимо подтверждать каждые 5 лет.
Это вложение времени и ресурсов оправданно: благодаря тому, что у Клиентов AsstrA есть персональный консультант по вопросам ДОПОГа – компании регулярно удается предложить оптимальный вариант при гарантии безопасности.
- Георгий, что важно учитывать на этапе подготовки перевозки?
Если Клиент обращается в транспортную компанию напрямую, то ему обязательно нужно проконтролировать, чтобы водители, задействованные в перевозках, прошли обучение, а машины были должным образом оснащены. Требования ДОПОГа действуют, даже если машина транзитом идет через одну из стран-участниц соглашения. В случае если требования не соблюдены, весь подвижной состав подвергается риску и, как минимум, не пройдёт таможенный контроль. Когда Клиент обращается к AsstrA, то задача выбора и контроля перевозчика, подготовки сопроводительной и таможенной документации полностью ложится на специалистов компании.
Если говорить об особенностях оформления перевозок, то в СНГ используется паспорт безопасности или MSDS в ЕС. Этот документ является обязательной частью сопроводительной технической документации на химическую продукцию. Он должен обеспечить потребителя полной и достоверной информацией по промышленному применению, хранению, транспортировке и утилизации перевозимой химической продукции.
Еще один обязательный документ – карта или лист безопасности. Это инструкция для водителя, содержащая перечень обязательных мер, которые необходимо применить в случае повреждения или утечки опасного груза. Важно: карты должны быть на понятном для водителя языке. При организации транспорта было несколько случаев, когда литовский водитель загружался на территории Франции, и ему выдавали карту на французском. Тогда команда AsstrA в оперативном режиме высылала ему необходимую информацию на литовском языке.
Есть у ADR и своя специфика заполнения CMR: необходимо указывать ООН-номер опасного вещества, название материала, класс, группу упаковки, вес брутто и редкий параметр – категорию тоннелей (D, E, B, D/E, B/D, C/E и пр.). Данная классификация используется для провоза по тоннелям. Каждому тоннелю в автомобильном сообщении в Европе присвоена категория, и по многим ввиду отсутствия вентиляции или других параметров провозить ADR запрещено. Это нужно учитывать уже на начальном этапе при построении маршрута и просчета сроков.
Транспортировка ADR - это строго регламентированный процесс, и если знать этот регламент и соблюдать его, то перевозка опасного груза становится просто еще одной заявкой.