Позволит ли отмена эмбарго со стороны России увеличить грузопотоки на Новом шелковом пути и уравновесить железнодорожные перевозки по направлению Европа-Китай? Зависит от ряда факторов.
В августе 2014 года Россия ввела запрет на импорт продуктов питания из ряда стран. Среди них Европейский Союз, США, Албания, Австралия, Черногория, Лихтенштейн, Ирландия, Норвегия и Украина. По информации польского новостного портала Rzeczpospolita.pl., Кремль продлил срок действия продуктового эмбарго на ввоз пищевых продуктов из стран Запада еще на год. Что произойдет, когда срок действия запретов истечет? Последствия возможного прекращения действия эмбарго и его влияние на жд перевозки комментирует Руководитель европейского отдела железнодорожных перевозок в AsstrA-Associated Traffic AG Эва Трохимюк.
- Если бы Россия сняла эмбарго на перевозку продовольствия транзитом, увеличило бы это грузопотоки на Новом шелковом пути?
Думаю, да. Железная дорога остается альтернативой быстрому, но дорогому авиатранспорту и доступному по цене, но медленному морскому.
Китайцы заинтересованы импортом продовольственной продукции из Европы, поскольку европейские продукты пользуются популярностью в Поднебесной. Это «люксовые» товары. Локальный рынок становится открытым для импорта на радость компаний из ЕС, стремящихся попасть на китайский рынок. Потребитель из Китая – это представитель постоянно увеличивающегося среднего класса (численность скоро достигнет цифры в пол миллиарда). Местные предпочитают покупать импортные товары, так как убеждены в безопасности продуктов. Локальные производители проигрывают в этой борьбе. Китайцы выбирают здоровые и экологические продукты, которые стремятся получать свежими в короткие сроки.
На протяжении нескольких лет после введения запретов на китайском рынке появились новые игроки. Это, среди прочих, Беларусь, которая экспортирует в Китай молочные продукты (сухое и цельное молоко, мороженое, сыры), мясо птицы и говядину. Россия – также один из основных партнеров Китая. Экспорт продовольствия между странами растет с каждым годом.
- Европейский экспорт продуктов питания уравновесит потоки железнодорожных перевозок по направлению Европа-Китай?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Шансы есть. Но в свете последних событий (торговая война между США и Китаем) уравновешивание жд перевозок в этом направлении откладывается.
Появляются сигналы, что китайские партнеры ищут новые пути выхода в Европу в обход Польши. Следует помнить, что подобные колебания на политической арене быстрее отражаются в транспортной отрасли. Правила ЕС запрещают ввоз некоторых китайских товаров. Этот же запрет работает и в обратную сторону.
Железнодорожные контейнерные соединения субсидируются правительством Китая, но в конечном итоге китайская сторона планирует сокращение субсидий. Сложно предсказать последствия. Вероятно, что страны ЕС, заинтересованные выходом на китайский рынок, будут доплачивать за перевозку в обратном направлении. Так делала Россия в течение нескольких лет. Чтобы поддержать экспортеров продуктов питания, российское правительство компенсирует половину стоимости железнодорожных перевозок в Китай.
Во-вторых, неизвестно как будет развиваться экономика страны. Сегодня Китай – крупнейший импортер продовольствия. Но это не означает, что через пару лет Поднебесная не станет страной, которая будет кормить Европу. Китай активно инвестирует в сельскохозяйственный сектор, покупает и осваивает миллионы гектаров земли в Африке.
Будем надеяться, что после отмены российского эмбарго интерес китайских потребителей к европейским продуктам питания сохранится. Количество обратных поездов в Китай с европейскими продовольственными и сельскохозяйственными товарами увеличится, что отразится на стоимости перевозок.
- Сколько времени потребуется, чтобы сбалансировать железнодорожные транспортные потоки на маршруте Европа-Китай?
В течение нескольких лет наблюдается рост количества жд грузоперевозок из Европы в Китай. Когда дело доходит до продуктов питания, торговые отношения по-прежнему блокируются российским эмбарго. В сложившейся ситуации морские перевозки остаются более привлекательными. Можно строить предположения, но, как уже упоминала, геополитическая ситуация еще нестабильна. Начиная с российского эмбарго и заканчивая торговой войной между Китаем и США - эти факторы влияют на железнодорожный транспорт.