Наталья Иванова-Колаковская
Мир столкнулся с глобальным продовольственным кризисом, вызванным пандемией Covid-19 и ростом цен на топливо. Согласно отчету, опубликованному ООН, полномасштабное вторжение в Украину усугубит кризис для миллионов людей, спровоцировав рост цен на продукты питания и электроносители во всем мире.
Детальнее о влиянии блокады морских коридоров на глобальную цепочку поставок и инструментах, благодаря которым логистическая отрасль справляется с вызовами новой реальности, выясняем у Натальи Ивановой-Колаковской, заместителя регионального директора в странах ЕС группы компаний AsstrA.
Кризис
Сегодняшний продовольственный кризис возник вследствие ряда причин. Среди всего многообразия можно выделить 3 основные группы: климатические катастрофы 2021 – засуха в Северной и Южной Америке, наводнение в Австралии, аномальная жара в Европе; нарушение цепочек поставок из-за Covid-19, включая политику «нулевой толерантности» КНР и полномасштабное вторжение в Украину.
После начала вторжения, российский военно-морской флот ввел блокаду портов Украины, фактически заморозив 20 миллионов тонн зерна, кукурузы и подсолнечного масла, предназначенных для экспорта. Над поиском альтернативного транспортного решения на протяжении месяцев работали представители ряда стран, международных объединений и независимых организаций. Среди вариантов экспорта зерновых использовалась в том числе схема доставки авто и жд транспортом из южных областей Украины в польский порт Гданьск, оттуда – на морских судах в Африку. В пиковый сезон в августе 2022 года было экспортировано 4,6 млн тонн зерна, из них морем 3 млн, оставшиеся 1,6 млн тонн зерна отправлены авто и жд транспортом, а также речным флотом по Дунаю.
Разница в ширине железнодорожной колеи в Украине и странах ЕС усложняет альтернативные схемы доставки. Вдобавок количество зерновозов в Европе ограничено и в моменты сбора урожая специализированных транспортных средств едва хватает для перевозки зерна, выращенного в Европейском Союзе. Увеличившийся объем урожая требует оптимизации провозных возможностей и большего числа зерновозов. Для их производства нужно время, мощности и инвестиции.
При этом важными задачами остаётся совершенствование работы пограничных пунктов путем увеличения количества ветеринаров, а также строительство временных складов на границе с Украиной.
Grain from Ukraine
26 ноября украинская команда представила новый проект – Grain from Ukraine. Согласно заявлению, опубликованному в The Guardian, до 60 украинских зерновозов будут отправлены до конца первого полугодия 2023 в ряд африканских стран. Главная цель поставок – предотвратить голод в беднейших странах. Корабли, выходящие из украинского порта в Одессе, смогут добраться до гуманитарных горячих точек в Судане, Йемене и Сомали. Необходимым условием остается международное субсидирование зерна.
Схема доставки – плод совместной работы государственных структур, НПО и частных корпораций. Отправка первых трех кораблей запланирована из Одессы в Судан, Сомали и Йемен. Пилотный корабль, финансируемый Германией, уже отправился в Эфиопию.
Швейцарская группа компаний AsstrA-Associated Traffic AG продолжает разрабатывать схемы доставок и адаптировать логистические предложения согласно требованиям рынка и находит индивидуальные решения для каждого корпоративного клиента даже в наиболее турбулентные периоды.
Автор релиза: Анастасия Оношко.