Управление цепочками поставок часто сопряжено с риском. В этой многоэлементной структуре встречаются непредвиденные обстоятельства. Из-за меняющейся экономической и политической ситуации трудно предсказать долгосрочные последствия для логистической отрасли. Нарастание кризисов во втором квартале 2022 г. привело к реконфигурации товарных потоков в каждой отрасли. Аналитический отдел AsstrA составил список факторов, влияющих на процесс дистрибуции.
Уровень инфляции в еврозоне
По данным статистической службы Европейского союза Евростат, в июне годовой нормализованный индекс потребительских цен HICP в зоне евро составил 8,6% по сравнению с 8,1% в мае и 7,4% в апреле текущего года. Во всем Евросоюзе уровень инфляции вырос с 8,8% в мае до 9,6% в июне. Динамика вызвана подорожанием энергоносителей и продуктов питания. Самые высокие годовые показатели зафиксированы в Эстонии – 22%, Литве – 20,5% и Латвии – 19,2%. Инфляция цен на энергоносители в июне составила 55,99% по сравнению с 56,80% в мае и 54,11% в апреле. Электроэнергия подорожала на 49,0%.
В ближайшее время ценовое давление останется высоким из-за растущей стоимости нефти и газа, а также продовольственных товаров. На колебания цен повлияло вторжение в Украину, а также последствия восстановления экономики и глобального дефицита предложения.
Высокий уровень инфляции означает дальнейший рост цен на топливо, новые грузовые автомобили и комплектующие. По прогнозам, инфляция останется высокой до конца года.
Рекордные цены на топливо
Последствия инфляции привели к росту цен на дизельное топливо в первом квартале и в начале второго 2022 года. Вторжение в Украину и ограничения поставок нефти в страны Европы усилили ценовое давление. По данным Еврокомиссии, средняя цена автомобильного дизельного топлива на 20 июня достигла уровня 2,031 евро за литр, что на 5% выше, чем в первом квартале, и на 51% больше, по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост с начала года зафиксирован в Германии, Италии, Франции, Эстонии, Австрии, Румынии и Литве.
Затраты на топливо – это основная проблема, с которой сталкивается рынок автомобильных грузоперевозок в Европе. В связи со снижением потребления нефтепродуктов из России цены на дизельное топливо вырастут в третьем квартале 2022 года.
Некоторые страны Восточной Европы борются с ценовой напряженностью. Хорватия заморозила цены на топливо, Словения испытывает трудности в поставках товаров. Перевозчики, жители и правящая партия выдвинули требования к румынскому правительству в связи с растущими ценами, как это сделали Венгрия и Словения. Румынские водители в соц.сетях устраивают акции протеста и парализуют движение на заправках, так как с начала года цены на топливо выросли на 150%.
Волна забастовок в Европе
Во вторую неделю июня ситуация в Европе осложнилась предупредительными забастовками докеров в немецких портах Гамбург, Бремерхафен, Бремен, Вильгельмсхафен и Эмден. Забастовки касались повышения заработной платы, несоответствующей при инфляции 7,9%. Центральная ассоциация операторов морских портов Германии (ZDS) выразила недовольство тем, что переговоры по заработной плате совпали с задержками в цепочках поставок в Европе и «узкими местами» в железнодорожных перевозках.
Бельгии также грозят забастовки. Профсоюз работников морского транспорта (BTB-ABVV) призвал к общенациональной акции протеста в Брюсселе 20 июня. Участники требовали повышения заработной платы и внесения изменений в действующее законодательство.
27 июня к забастовке присоединились французские водители грузовиков в рамках борьбы за повышение заработной платы. Организаторы призвали участников блокировать промышленные зоны городов.
Прогнозируемая волна банкротств
Вторжение в Украину осложнило ситуацию с получением и продлением документов, подтверждающих легальное пребывание украинских водителей в странах ЕС, нанятых польскими перевозчиками. Если ситуация не нормализуется, к концу года, несколько тысяч перевозчиков обанкротятся, а предложение польских транспортных услуг сократится на 1/3. 100 тысяч сотрудников в международных автомобильных перевозках останутся без действительных документов.
Также решения о продлении визы ожидают более 30 тысяч водителей из других стран, в том числе из Беларуси. Дополнительные трудности с получением документов для автомобильного транспорта возникают из-за распоряжений министра инфраструктуры Польши.
Регистрация чувствительных грузов в Румынии
С 1 июля 2022 года правительство Румынии ввело обязательство регистрировать товары с высоким налоговым риском, в том числе алкогольные напитки. Информация об отправителе и получателе, типе, количестве и стоимости перевозимых грузов, месте погрузки и разгрузки, транспортных средствах и коде ITU (англ. Intermodal Transport Unit) отслеживается в национальной системе RO e-Transport.
Несоблюдение правил повлечет за собой штрафы в размере от 4 000 до 25 000 евро, что увеличит расходы перевозчиков.
Китай vs. США
Главный политический вопрос касается Тайваня. США готовы оказать поддержку Тайваню, если Пекин применит против него силу. США также стремятся укрепить военное сотрудничество с Южной Кореей и включить ее в Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD) — сотрудничество между Японией, Австралией, Индией и США.
Автор релиза: Камила Рынкевич.