Автомобильный рынок медленно восстанавливается после последствий пандемии, но производители автомобилей все еще борются с нерегулируемыми цепями поставок. Кризис полупроводников и резкий рост цен на топливо привели к высокой инфляции и это еще не конец. В новом году перед отраслью встанут задачи, связанные с автомобилестроением будущего и сокращением выбросов CO2 на 100 % к 2035 году.
Состояние автомобильной промышленности в Европе
В 2021 году доля рынка электромобилей удвоилась, достигнув почти 10%. Для последовательной реализации европейских климатических целей необходимо создать плотную сеть зарядной инфраструктуры, а также обеспечить доступ к необходимому сырью. За последние 15 лет выбросы CO2 при производстве автомобилей сократились вдвое, при чем потребление энергии сократилось на четверть.
Автомобильная промышленность также стремится обеспечить безопасную и интеллектуальную мобильность. ЕС укрепляет свои лидирующие позиции в сфере безопасности дорожного движения, и число смертельных случаев снизилось более чем на 17% в год. Кроме того, Европейская ассоциация автомобильных производителей (fr. Association des Constructeurs Européens d'Automobiles – ACEA) прилагает все усилия для реализации концепции Vision Zero — сократить число жертв дорожно-транспортных происшествий практически до нуля к 2050 году, а оснащение автомобилей усовершенствованными системами помощи водителю приближает нас к достижению этой цели.
К сожалению, тенденция к увеличению среднего возраста легковых автомобилей (12 лет), грузовиков (14 лет), микроавтобусов (12 лет) и автобусов (13 лет) на европейских дорогах усиливается. Следовательно, цены на новые электромобили должны быть доступными для граждан Европы. Однако из-за перебоев с поставками производство упало на 8% в 2021 году, что привело к снижению продаж авто.
Грузовой автопарк
Данные, собранные ACEA, показывают, что в 2020 году двадцать семь стран ЕС (за исключением Великобритании) зарегистрировали на 1,2% больше транспортных средств, чем в 2019 году. В конце 2020 года в странах ЕС, странах зоны свободной торговли ЕАСТ и некоторых других регионах зафиксировано рост легковых автомобилей на 1,6%, фургонов - на 2,9%, грузовиков - на 2,1%, в отличие от автобусов, регистрация которых снизилась на 1,3%. Всего в регионе засчитано 405,3 млн автомобилей.
В 2019 году самый большой парк грузовиков насчитывался в США — 158,4 млн, 39,3 млн грузовиков зарегистрировано в ЕС, 25,7 млн — в Китае, 14,3 млн — в Японии и 10,4 млн — в Мексике. В Греции находится самый старый парк грузовых автомобилей (21,4 года), в Австрии — самый молодой (7 лет).
Основа европейской экономики
Несмотря на кризис полупроводников, доступ к запчастям и цены на энергоносители, ВВП ЕС вырос на 5,3% в 2021 году и на 3,6% в 2022 году. Несмотря на то, что полномасштабное вторжение в Украину усиливает рост инфляции, Европейская комиссия прогнозирует дальнейший рост на 2,8% в 2023 году.
Автомобильная промышленность – это основа европейской экономики. В 2021 году в странах Европы и Средней Азии работал 301 завод по окончательной сборке и производству двигателей. В 2017 году в 17 странах ЕС функционировало 226 заводов, 134 из которых выпускали легковые автомобили.
В Европе существует 41 завод по производству легковых коммерческих автомобилей, 52 завода по производству грузовых автомобилей и 66 заводов по производству автобусов, а также 72 завода по производству двигателей и 18 аккумуляторов.
По данным ACEA, грузовики до 3,5 т выходят в основном с заводов в Испании, Франции и Германии. Германия в свою очередь является лидером по производству грузовиков полной массой свыше 16 тонн, тройку лидеров замыкают Нидерланды и Франция.
С 2035 года без автомобилей с ДВС
За последние 30 лет электроника захватила автомобильный сектор. Министры по защите окружающей среды стран-членов ЕС утвердили запрет на продажу и регистрацию автомобилей с ДВС с 2035 года. Это означает, что зарегистрировать можно будет только аккумуляторные или водородные автомобили. С другой стороны, все автомобили с ДВС и гибридным приводом могут эксплуатироваться до их естественного износа. Политики ЕС прогнозируют 15-кратное увеличение количества общественных точек зарядки к 2030 году.
Автомобильная логистика
В 2022 году в топ-3 самых популярных внутриевропейских маршрутов входили: Чехия-Германия, Германия-Франция и Германия-Польша, где, в частности, перевозились запчасти и аксессуары для автомобилей, автомобили для пассажирского транспорта и шины.
«Что касается перевозки различных видов грузов автомобильной промышленности внутри Европы, то в прошлом году чаще всего осуществлялись поставки по направлениям Германия-Германия, Румыния-Болгария и Германия-Чехия, из которых оборот компании по последнем упомянутом маршруте увеличился на 135% по сравнению с предыдущим 2021 годом. Автомобильная промышленность динамично развивается, особенно в контексте электромобильности. В связи с постепенным отказом от автомобилей с ДВС логистические провайдеры, безусловно, будут вынуждены контролировать перевозки аккумуляторных батарей, которые классифицируются как опасные грузы, – подытоживает Дорота Качоровска-Лада, глобальный менеджер по работе с ключевыми клиентами AsstrA Automobile & Mobility Industry Logistics.
Автор релиза: Камила Рынкевич.