Виталий Еременко
Нехватка водителей достигла критического уровня. Дефицит перевозчиков на рынке труда угрожает стабильности функционирования цепей поставок и экономики, которая и так уже пострадала от пандемии, полномасштабного вторжения в Украину и головокружительных темпов инфляции.
Согласно отчету Международного союза автомобильного транспорта (англ. IRU – International Road Transport Union) за 2021 год в Европе, США, Мексике, Аргентине, странах Центральной и Юго-Восточной Азии количество открытых вакансий для водителей грузовиков составило свыше 2,6 млн. Самый высокий процент свободных рабочих мест зафиксирован в Евразии – 18% и Турции – 15,4%. В европейских странах не хватает 425 тыс. транспортных операторов, а к концу 2023 года эта цифра увеличится на 14%.
В 2020-2021 гг. количество вакансий для водителей в Европе увеличилось на 42%. В Великобритании нехватка перевозчиков составила 100 000, в Польше и Германии - 80 000, а в Румынии - 71 000. В Мексике количество вакантных должностей увеличилось на 30%, а в Китае - на рекордные 140%.
Приведенные выше данные показывают, что привлекательность профессии водителя снижается при сохранении высокого спроса на транспортные услуги. Это связано с несколькими факторами.
Отсутствие молодых кадров
К 2026 году количество вакантных мест для водителей грузовиков в Европе вырастет до 60% из-за ухода дальнобойщиков на пенсию и отсутствия молодого поколения в профессии. Во многих регионах водители в возрасте до 25 лет составляют 6-7% от общего числа грузоперевозчиков, а водители старше 55 лет — в пять раз больше, за исключением Китая и Мексики. В США и европейских странах операторы старшего возраста составлять треть от общего числа профессионалов. Самый высокий средний возраст зафиксирован в Европе — 47 лет.
Женщина за рулем
Несмотря на растущий уровень женской безработицы в некоторых регионах, женщины по-прежнему составляют небольшой процент водителей грузовиков. Испания лидирует по масштабам безработицы среди женщин в Европе — 14%, при этом в стране за рулем грузовиков всего 2% водителей - женщины. В Европе, Мексике, Аргентине, некоторых странах СНГ, Азии и Украине – женщины дальнобойщики составляют 3% . Чуть лучше ситуация выглядит в США - 8% и Китае - 5%.
Тяжелые условия работы
Нехватка рук для работы в транспортной отрасли также связана с тяжелыми условиями труда. Молодых людей отпугивает отсутствие безопасных парковок для ночевки, продолжительное ожидания загрузки и выгрузки, недоступные туалеты для водителей на местах загрузки и выгрузки. Кроме того, международный транспорт связан с долгим пребыванием вне дома. Если перевозка происходит за пределами Европейского Союза, ожидание очереди на границе может занять часы, дни или даже недели. Водителям также иногда приходится вручную разгружать/ загружать тяжелые грузы.
Минимальный возраст и стоимость лицензии
Минимальный возраст для профессиональных водителей в некоторых странах ЕС по-прежнему составляет 21 год, что является барьером для выпускников школ. IRU призывает снизить возраст до 18 лет с началом обучения в 17 лет. Стоимость лицензий и обучения также снижает привлекательность профессии. Во Франции, например, лицензия на вождение грузовика стоит 5 300 евро, что в три раза превышает среднемесячную минимальную заработную плату.
«Транспортные и логистические компании тотально сталкиваются с трудностями в поиске перевозчиков. Польские компании часто сотрудничают с иностранными водителями, что несет неудобства в виде языкового барьера. В AsstrA мы учитываем рыночные особенности, адаптируемся к потребностям и уделяем внимание знанию иностранных языков, чтобы быть поближе как к клиентам, так и к перевозчикам. Ведь понимание локальных рынков улучшает координацию транспортных процессов», – заключает Виталий Еременко, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам в AsstrA (AsstrA Polska).
Автор релиза: Камила Рынкевич.